Консультации для педагогов
Мастер-класс «Создание интерактивной игры»
Мастер-класс «Создание интерактивной игры»
1. Создать обстановку (столы, стулья, ноутбуки, алгоритмы, картинки, программа)
2. Приветствие, тема мастер-класса, пригласить участников на мастер-класс.
1 (слайд)
В век инноваций и новых технологий в условиях реализации ФГОС ДО необходимо создавать современную и безопасную цифровую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество и доступность образования.
2 (слайд)
На современном этапе возникла необходимость изменения содержания, методов и организационных форм образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий в дошкольной образовательной организации.
Одним из способов использования ИКТ является применение обучающих интерактивных игр в образовательном процессе.
Сегодня я поделюсь своим опытом работы по созданию интерактивных игр с триггерами и гиперссылками в программе МPowerPoint.
3 (слайд)
Уважаемые коллеги, как вы думаете, в какой образовательной области можно использовать интерактивные игры?
Правильно (согласна), во всех 5 образовательных областях можно использовать интерактивные игры.
4 (слайд)
И сегодня у каждого из вас есть возможность создать свою интерактивную игру.
Начнем мы с вами с составления алгоритма создания игры.
Как вы думаете, с чего начинается создание игры? (ответы педагогов, соглашаюсь)
1. Все детские сады работают по комплексно-тематическому планированию, поэтому мы начинаем с выбора темы недели. В какой теме будет реализована игра. (Но иногда игры составляются на свободную тему, которые вы будете использовать в любое время)
2. Какой будет следующий этап, как вы думаете? Согласна, продумываем в какой образовательной области будет использоваться игра.
3. Следующий шаг? В соответствии с возрастом и основной образовательной программой ставим цели и задачи.
4. И четвертый этап – это……? Составляем сценарий.
5 слайд
А сейчас я вам покажу разные варианты игр, (показ готовых игр) – акцент на технической разнице игр.
Мы рассмотрели с вами алгоритм и примеры создания интерактивных игр. И я предлагаю каждому создать свою игру. Есть алгоритмы для пользователей разного уровня, каждый может выбрать для себя нужный. Вы будете работать на ноутбуках, я буду создавать игру вместе с вами на экране.
Для создания презентации (интерактивной игры), необходимо создать документ в программе MPPoint, вставляем необходимые картинки,
Или найти необходимое изображение в интернет ресурсах копировать вставить в презентации, выбираем фон
Анимация
Анимация Вход Пути перемещения Выход (если надо)
Использование триггера
Триггер - это некоторый объект слайда, (например рисунок, фигура, кнопка, текстовое поле), при щелчке которого выполняется некоторое действие. Использование триггеров в обучающих играх позволяет сделать их интерактивными.
Выбрать изображение Область анимации Время Переключатели Начать выполнение эффекта при щелчке Выбор объекта
При демонстрации презентации могут возникнуть осложнения. Например: при щелчке в любом месте слайда вне рисунка может автоматически открыться следующий слайд – этого быть не должно!
Поэтому для перехода между слайдами вставим управляющие кнопки перехода далее и назад.
Вставка управляющих кнопок для перехода на следующий слайд
Вставка Фигуры Управляющие кнопки Перейти по гиперссылки
Также вставляем управляющую кнопку: Вперед. Оформляем их: выделив
обе кнопки, выравниваем и вставляем на слайде в нужное место. Копируем кнопки и вставляем их на остальные слайды. На последнем слайде удаляем кнопку Далее и вставляем настраиваемую кнопку: Завершить показ.
Создание гиперссылки на слайд в той же презентации.
Гиперссылка – это выделенные слова или рисунки, при выборе которых щелчком мыши происходит переход на другой слайд презентации.
Выделите объект, который нужно использовать как гиперссылку. На вкладке
Вставка выберите команду Гиперссылка.
В поле связать с Местом в документе.
В поле выберите место в документе щелкните слайд, который нужно использовать как цель гиперссылки. Нажмите Ок.
Интерактивная игра готова!
Краудсорсинг
Что такое краудсорсинг? Прежде всего это практика получения необходимых услуг, идей путем просьбой о содействии, обращенных к большим группам людей. Краудсорсинг от англ. — «толпа» и «использование ресурсов» - передача определённых производственных функций неопределённому кругу лиц. Иными словами, это использование потенциала огромного количества людей для решения различных задач
Краудсорсинг в настоящее время активно развивается в качестве модели для решения любого вида проблем и задач. Решение задачи передается распределенной и очень многочисленной группе людей, за счет чего стоимость и время достижения результата радикально снижаются.
Краудсорсинг - это новый управленческий инструмент, грамотное использование которого откроет принципиально новые пути в развитии организации.
Основная идея краудсорсинга состоит в том, что определенную работу исполняют не профессионалы, а любители, то есть "толпа", причем бесплатно, на добровольной основе. Такие люди тратят свое свободное время на решение задач, которые они считают важными или которые им просто нравятся.
слайд3
По своей сути, краудсорсинг является инновационным механизмом управления обратной связью между дошкольной образовательной организацией и семьей. В эпоху интернета и мобильной связи эта задача упрощается – потребители(родители, педагоги) сами оставляют свои отзывы и пожелания. А если пообещать хотя бы небольшое поощрение, то они будут заинтересованы в том, чтобы высказать свое мнение. Этот инструмент используют в двух плоскостях: для улучшения образовательного продукта и услуг, а также в разработке и реализации проектов. Изучив опыт применения краудсорсинга в образовании, можно сказать, что в дошкольной образовательной организации такого опыта не было.
Слайд4
Эта благородная идея коллективного труда имеет свои недостатки. Один из них - отсутствие контроля и гарантий качества. Вы не можете быть уверены, что толпа выполнит работу качественно, даже если работа в виде результата предусматривает усредненное мнение "толпы". Кроме того, вовсе не факт, что аудитория согласится в принципе выполнять работу. Процесс обсуждения и принятия решения особенно сложен, часто сложно бывает найти ценную мысль в потоке высказываний. Есть и риски в использовании данного механизма - это выброс негативной информации, низкий коэффициент полезного действия для ДОО - из 100 предложенных идей, потенциальных - 5-7; неустойчивое сотрудничество.
Слайд 5
Берём цифровой ресурс( вайбер, блог и т.д ) наполняем содержанием, запускаем механизм модели. Суть механизма: выставляется какой-либо образовательный продукт, ставится конкретный вопрос, который будет отражать цель совершенствования продукта, участники общественных обсуждений предлагают свои идеи, идеи собираются, и далее подключается инициативная группа, которая анализирует результаты проведения общественного обсуждения.
6 слайд.
На следующем этапе осуществляется отбор идей, которые наиболее приемлемые и значимые для образовательной организации,
выбранные идеи реализуются. Дальше происходит оценка эффективности предложенной идеи или предложения.
Важной частью деятельности для участников общественных обсуждений является признание их идеи и реализация. Для этого необходим публичный рейтинг идей. Например создать вкладку «Продвижение проекта», данная вкладка позволяет увидеть результаты отбора и реализации идей.
Если вы работаете над продвижением идеи значит вы её рекламируете. В блоге , в приёмной создаёте консультации. Например: «проект разработки новой сюжетно ролевой игры» Это своего рода тема для обсуждений. Сейчас представим на конкретном примере в нашем ДОУ
ВЫВОД В КОНЦЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
У механизма краудсорсинга есть множество плюсов: привлечение более широкого круга лиц к управлению качеством образовательных услуг,( т.е. масштабность участники все родители либо пед. состав) более полный учёт интересов основных субъектов образовательного процесса, развитие системы оценки качества образовательных услуг, развитие сетевого взаимодействия, совершенствовании педагогической и управленческой компетенции.
Консультация "Леворукий ребёнок".
"Переплетение пальцев рук"
Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец левой руки, у левшей – левой.
"Поза Наполеона"
Предложите ребёнку сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
"Одновременные действия обеих рук" - рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.
Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.
Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.
Немецкий учёный Ф. Кречмер предлагает для определения ведущей руки попросить ребёнка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопатой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванной и т.д.
Если ребёнок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он левша. Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении ведущей руки важно всё: где находится предмет, которым можно манипулировать, где находится ребёнок, как даётся инструкция.
Мы рекомендуем использовать для определения ведущей руки систему тестов, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским.
Эта система включает игровые задания, подобранные с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даём в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:
1. Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.
2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т.д. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их, не отвлекался.
Первое задание: "РИСОВАНИЕ".
Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "Я не умею, у меня не получится". Можете успокоить малыша: "Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся". Подбодрите его, скажите, что он делает всё верно. В этом задании нужно сравнивать качество выполнения рисунков.
Проследите за тем, чтобы ребёнок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.
Второе задание: "ОТКРЫВАНИЕ НЕБОЛЬШОЙ КОРОБОЧКИ".
Для выполнения этого задания можно использовать спичечный коробок или коробочки со счётными палочками. Ребёнку предлагают несколько коробков, чтобы повторение действия исключало случайность в оценке этого теста.
Задание: "Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек". Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.
Третье задание: "ПОСТРОЙ КОЛОДЕЦ ИЗ ПАЛОЧЕК".
Сначала из палочек строится четырёхугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.
Четвёртое задание: "ИГРА В МЯЧ".
Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросить мяч в цель, например, в корзину, ведёрко, круг.
Пятое задание: "ВЫРЕЗАНИЕ НОЖНИЦАМИ РИСУНКА ПО КРУГУ".
Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствует руке ребёнка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15штук) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото.
Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: " Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой". Для того, чтобы ребёнку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.
Шестое задание: "НАЙДИ ДЫРОЧКУ"
Предложите ребёнку нанизывать бисер или пуговицы на иголку с ниткой или шнурок.
Седьмое задание: "ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ"
Ребёнку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 штуки) с завинчивающимися крышками. учтите, ребёнок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырёк.
Восьмое задание: "РАЗВЯЗЫВАНИЕ УЗЕЛКОВ"
Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая рука держит узел).
В этом задании бывает сложно выделить ведущую руку, т.к. развязывание узелков процесс довольно сложный и ребёнок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания – составления цепочки из скрепок. Как правило, ребёнок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.
Девятое задание: "ПОСТРОЕНИЕ ДОМА ИЗ КУБИКОВ"
Ведущей является рука, которая чаще берёт, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребёнка, поэтому можно продублировать задание, предложив, ребёнку конструктор, мозаику с конкретным заданием.
Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:
Задание
|
Левая рука
|
Обе руки
|
Правая рука
|
1.
|
+
| ||
2.
|
+
| ||
3.
|
+
|
Если при выполнении задания ребёнок активнее работает левой рукой, то ставится знак "+" в графу "Левая рука", при предпочтении правой – в графу "Правая рука". Если одинаково использует как правую, так и левую руку, знак "+" ставится в графу "Обе руки".
Десятое задание: ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребёнка есть леворукие родственники – родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, нужно поставить "+" в графу "Левая рука", если нет – в графу "Правая рука". Если вы получили больше семи плюсов в графе "Левая рука", то, скорее всего ребёнок леворукий.
Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе "Левая рука" за задания 2-9, а за первое задание - рисование плюс будет стоять в графе "Правая рука", то это означает, что бытовые действия ребёнок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические – правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой руки в выполнении графических заданий.
Очень часто, десяти заданий, описанных в прошлой консультации, бывает недостаточно для того, чтобы определить какой рукой ребёнок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например, из тех, которые предлагает французская исследовательница М.Озьяс:
1. Почистить обувь щёткой.
2. Вставить стержень в отверстие пуговицы, бусины и поднять её.
3. Намотать нитку на катушку.
4. Перелить воду из одного сосуда в другой.
5. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать "мишень" на листе бумаги или использовать игру в "Дартс").
6. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.
7. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр, во флакон с узким отверстием.
8. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.
9. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
10. Продеть нитку в иголку.
11. Стряхнуть с себя соринки, пыль.
12. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
13. Достать бусинку ложкой из стакана.
14. Позвонить в колокольчик.
15. Закрыть, открыть застёжку-молнию.
16. Выпить воду из стакана.
В тех случаях, когда определить ведущую руку сложно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.
А как быть, если ребёнок одинаково хорошо владеет и правой, и левой руками?
Нередко он начинает писать и правой, и левой руками, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руки, что сильно затрудняет процесс формирования навыков письма. Часто взрослые – и педагоги, и родители – придерживаются такой позиции: "какую руку
чаще использует, той пусть и пишет". Но одно дело - выполнять привычные бытовые действия, другое – писать. Существуют даже специальные термины: "графическое функциональное превосходство" (т.е. бывают "графические левши" и "графические правши") и "бытовое функциональное превосходство".
Исследования французских учёных показали, что в 90% случаев "графические левши" оказываются и "бытовыми левшами". Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создаёт сложности при выборке руки для письма. Поэтому ещё раз разберём некоторые возможные варианты.
1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой руками. Как правило, эти дети – левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.
2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной.
С. Дрожжина.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью, а живя там постоянно, с гордостью рассказывает он гостю о красоте и богатстве родного края. В этом выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.
Любовь к природе - это сложное чувство, которое слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желания трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.
Перед педагогом (воспитателем), знакомящим дошкольников с природой, стоят следующие задачи:
- воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, развитие умения видеть и понимать её красоту, воспитание эстетических чувств;
- воспитание интереса к родной природе, желания больше узнать о природе родного края, о разнообразной природе родной страны;
- воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию, желания трудиться в природе.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог (воспитатель), прежде всего, должен сам хорошо знать его, должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Он должен подумать, как, через что можно показать связь родного города со всей страной. Любой край, область, даже небольшие города неповторимы. В каждом месте своя особенная неповторимая природа, есть особенные, дорогие его жителям тропинки, особенные деревья. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у детей может не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой прекрасной страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет не выполнена.
В работе по патриотическому воспитанию дошкольников важнейшим средством педагогического воздействия является организованное воспитателем наблюдение окружающей действительности, а также произведения искусства - литературы, музыки, живописи и скульптуры. Непосредственные наблюдения помогают ребятам узнать и полюбить природу родного края.
Знакомя детей с природой, педагог (воспитатель) должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать этические чувства. Каждый объект природы по-своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учится определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого и изобразительного творчества. Специальные беседы с детьми, чтение художественной литературы, включение ребят в практическую деятельность помогут им осознать необходимость бережного отношения к природным богатствам страны.
Экскурсии и прогулки в парке, в лесу, около реки предполагают решение комплекса задач: познавательной, эстетической и нравственной, а также дают возможность познакомить детей с некоторыми правилам и бережного отношения к природе:
- не следует рвать много растений и цветов, достаточно принести один букет;
- нельзя трогать муравейники, гнёзда, так как муравьи и птицы приносят пользу;
- для растений и животных, которые ребята находят в лесу следует создать условия схожие с естественными;
- брать можно только тех животных, которые способны жить в неволе;
- после наблюдений животных нужно отпустить на волю.
Объясняя, какую пользу приносят птицы и почему следует отпустить животное после наблюдений, почему нельзя уничтожать мухоморы, трогать птичьи гнёзда, воспитатель даёт детям не только первые знания о природе, но и формирует у них определенные нравственные качества.
Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности на благо Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождается не только тогда, когда ребёнок рассматривает цветы, гуляет по лесу, слушает пение птиц. Очень важна творческая работа детей с природным материалом. Педагог учит детей красиво расставлять цветы, находить сходство сухой веточки, куска коры с каким-нибудь сказочным образом, животным.
Очень важно воспитывать у детей действенную любовь к природе, которая проявляется не только в умении и желании любоваться ею, но и в стремлении оберегать всё живое и красивое. Необходимо создать условия для активного применения детьми полученных знаний, для упражнений ребёнка в нравственном отношении к природе. Иначе представления дошкольников могут не соответствовать их поступкам.
Обязательно нужно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, лучше представить себе, что их родной край или город являются частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны, рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.
«Использование элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками по развитию речи в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Подготовила:
воспитатель Круглая М.И
Какую цель ставит ТРИЗ перед нами? - воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления, реализующаяся через решение следующих задач:
1. Формирование навыков творческой, познавательной и практической деятельности, умственных и речевых способностей;
2. Развитие самостоятельных творческих способностей;
3. Развитие творческого воображения.
Начала свою работу с детьми со знакомства с пятью помощниками (анализаторами - слухом, обонянием, вкусом, зрением, осязанием). Рассказывала детям, что руки помогают нам определять форму, объем, материал, температуру и влажность, шероховатость и гладкость предмета, твердость и мягкость. Ухо дает возможность слушать и слышать предметы окружающего мира. Нос не только выполняет дыхательные функции, но и дает представления о запахах объекта. Язык определяет вкус любого объекта (сладкий, горький, соленый, кислый, безвкусный и т.д.). Глаза - это контролер, помогающий давать дополнительную информацию рукам об объекте (цвет, размер, дальность, близость и т.д
Знакомство с этими помощниками проводила в игровой форме, например, придумывала сказки «Лимон». (Жил был Лимон. И отправился гулять он по волшебной дорожке. Увидел он «нос» и спросил у него - «Нос-нос, что ты можешь про меня сказать?». Нос говорит: - «Ты пахнешь чаем, кислинкой, свежестью, вареньем». Обрадовался Лимон и пошел дальше. Так и проходит он все органы чувств, узнавая о себе много интересного). На примере таких сказок и игровых упражнений дети узнают и о других объектах нашего мира (живых и не живых).
В совместной деятельности я знакомила детей с «Волшебными карточками» (именами признаками), помогающими описывать объекты. Например: «Волшебная карточка - цвет» - спрашивает у объекта, какого он цвета? «Карточка формы» - какой он формы? Все эти вопросы идут от самой карточки, постепенно дети знакомились со всеми именами-признаками, (цвет, форма, величина, количество, место обитания, температура и т.д.). В дальнейшем мы играем с этими карточками - придумываем и сказки.
1.Во время образовательной деятельности я предлагаю детям самостоятельно выбирать вид деятельности: (отправится в путешествие, разгадать тайну синий коробки, помочь герою и т.д., в любой из выбранных видов, они пытаются сравнивать предметы и явления, находить их общие и противоположные свойства, разрешая противоречия, учатся развивать творческие навыки.
Моя роль как педагога заключается в том, чтобы помочь детям осуществить творческий навык при решении той или иной поставленной задачи. В своей работе я применяю разные типы задач:
Сегодня хочу рассказать о своей работе с детьми по технологии ТРИЗ.
В наш детский сад ТРИЗ не с учебниками или методическими разработками, а с курсов повышения квалификации «Современные образовательные технологии в ДОУ»
В нашем быстро меняющемся мире прогресс не стоит на месте, и моя задача подготовить подрастающее поколение к жизни в будущем. И в этом мне помогает технология ТРИЗ. Мой опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе. Он умеет и хочет сам учиться, характеризуется высоким познавательным уровнем активности, у него ярко выраженное творческое мышление.
1) 2.Творческие изобретательские задания
побуждают детей придумывать что-нибудь необычное и новенькое (игрушку, зубную щетку для домашнего питомца, необычное животное, способ передвижения и т.п.) - это игры на фантазию и воображение
2) Исследовательские задания требуют от ребятишек находить собственные уникальные решения проблемы, описывать и изучать явления, выясняя причины их появления и объясняя, почему они происходят. То до чего ребенок дошел сам, в его голове останется навсегда, через опыты, наблюдения, экспериментирование.
3) Задания прогнозы: при их выполнении дети учатся анализировать последствия явлений, как позитивные, так и негативные, и предлагать наиболее удачные решения этому помогают такие игры как «Да-нетка», «Хорошо – плохо», «Маятник» и другие.
4) Задания с минимальным количеством данных: требуют от детей дополнить недостающую информацию, предложить разные варианты решений или объяснений, способствуют развитию интеллекта игры «Робинзон Крузо», «Найди выход» и другие.
5) Задания с противоречивыми исходными данными.
6)
«Золотой ключик» пособие
|
3.Проводя занятия по методике ТРИЗ, я использую решение задач с помощью знакомых сказок, создания собственного сказочного сюжета, использования игровой и речевой деятельности, а также прикладного творчества: рисования, аппликаций, лепки, конструирования и т.п. Еще более сложный уровень заданий — это моделирование сложной ситуации, из которой дети на основе полученных ранее знаний, смекалки, интуиции пытаются найти выход из нее. Задачи подбираю интересные, занимательные из разных областей знаний, максимально приближенные к жизненным ситуациям. (отправляемся в лес, забыли взять посуду, спички, фонарик и т.д.)
«Решение проблемы» сборник упражнений.
|
Дидактический материал я подобираю по комплексно-тематическому планированию, с большим количеством иллюстраций, схем, алгоритмов, что помогает закреплять знания детей по теме недели и создавать ситуацию успеха каждого ребенка, а так же взаимообмену результатами, что расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. С одной стороны таких качеств как мышления, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой - поисковой активности, стремление к новизне, речи и творческого воображения, что учит ребенка системно думать об объекте, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стишки и многое - многое другое.
ТЕМА ВЕСНА ,ТРАНСПОРТ и др.
|
4. НА развитие мышления, воображения и речи дошкольника являются творческие задания, где я учитываю следующие дидактические принципы:
•Свобода выбора – в любой деятельности ребенку нужно предоставлять право выбора.
• Открытость - ребенок должен работать с задачами, не имеющими одного правильного решения, он должен находить разные способы этих решений.
• Деятельность - постигая новое или закрепляя старое, ребенок должен действовать.
• Обратная связь - педагог контролирует, проверяет усвоение детьми знаний, умений, так как в новых творческих заданиях могут быть элементы предыдущих.
• Идеальность – творческие задания не требуют специального оборудования, а могут быть спонтанными неожиданными.
|
Творческие задания не требуют громоздкого специального оборудования и могут быть частью любого занятия с детьми, где дети сами добывают себе знания, а если происходят затруднения в чем либо, то вместе решаем задачу, мой девиз быть не над детьми, а вместе с ними. В своей работе я стараюсь использовать приемы такие как - мозговой штурм, эмпатия, метод контрольных вопросов, приемы ассоциативного мышления, снятие инерции мышления и др.
«Картотека Эмпатия»
|
Творческие задания проходят у меня и в ознакомлении с художественной литературой где дети сочиняют сказки с помощью «Волшебного треугольника». Составляют структуру сказки с помощью патентного фонда волшебства, созданного ими (предмет, действие, слово), алгоритма, что развивает творческий стиль мышления; «переделывают сказки», используя как приемы фантазирования, волшебных гномов, так и приемы ТРИЗ. Решая задачи в игре «Помоги сказке» дети учатся формулировать сказочные противоречия. Сочиняют загадки, путешествуя по Стране Чувств, Стране Загадок. Это помогает систематизировать свойства предметов, явлений, строить модели, развивать ассоциативное движение. Составляют «загадки» - сказки, что позволяет проанализировать структуру.
Наш девиз: - «Можно говорить все». И ребята говорят, придумывают, мы с ребятами выслушиваем каждого желающего и учимся аргументировано доказывать свою точку зрения или предлагать что-то в замены, даем положительную оценку: «интересно», «необычно»
По обучению грамоте и развитию связной речи мы с детьми составляем рассказы, путешествуем по 9-ти экранам, придумываем события, предшествующие изображенным и последующие; составляем связный рассказ, знакомимся с новыми словами, тем самым идет формирование системно-диалектического способа мышления. Раскладывают предложение по ступенькам «Волшебной лесенки», узнавая его составные части: слова, слоги, звуки; придумываем Страну Звука, дорисовываем буквы в игре «На что похожа?». Учимся работать с предложением, изменяя его различными способами. Расшифровываем слова с помощью «Таблицы шифров», составляем предложения из расшифрованных слов.
|
Необходимым условием успешного освоения программного материала является компетентность, информированность родителей. С этой целью: в уголке для родителей оформила рубрику «Давайте фантазировать», где освещается тематика недели, предлагаются варианты игр с детьми; просматриваем видеоматериалы открытых мероприятий; приглашаем на открытые занятия, проводим совместные с детьми - КВН; организовываем выставки из Мастерской «Умелые ручки»
Используемая технология целенаправленного воздействия в ТРИЗ позволяет мне заложить основы творческой личности подрастающего человека, дает возможность ребенку почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий волшебства и превращений.
Используя элементы ТРИЗ в своей работе, мне легче решать поставленные задачи основной образовательной программой дошкольного образования.
Делясь опытом работы с коллегами, я планирую и в дальнейшем внедрять элементы ТРИЗ-педагогики и решать поставленные задачи через ТРИЗ технологии.
Консультация для молодых специалистов:
«Памятка для воспитателей по теме:
"Дидактическая игра как средство развития детей"»
воспитатель высшей категории
Круглая М.И.
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких, условий, которые способствовали бы развитию ребенка. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь.
Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную её информацию. Они позволяют наметить человеку заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через дидактические игры.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Дидактическая игра имеет определенную структуру.
Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
· дидактическая задача;
· игровая задача; (содержание)
· игровые действия;
· правила игры;
· результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами закрепляются знания, умения, навыки.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем что в чудесном мешочке, «Кто в каком домике живет» и т.д. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение.
В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия педагога с ребенком.
Проведение дидактических игр включает:
1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3.Показ игровых действий.
4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.
Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.
Виды дидактических игр:
1.Игры с предметами (игрушками).
2.Настольно-печатные игры.
3.Словесные игры.
Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.
Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть.
Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки» С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Дидактические игры являются непосредственным помощником воспитателя в разных видах деятельности, как в образовательной, так и в совместной и самостоятельной. В совместной деятельности игры проводятся с того момента как ребенок пришел в детский сад. Воспитатель может проводить игры в утренние часы до образовательной деятельности, это - индивидуальная работа, в подгруппах, в группах, утреннем круге, между образовательными процессами, на прогулке, в вечернем круге, в вечернее время и как закрепление темы в домашних заданиях.
В заключении хочется отметить что игр достаточно много, но важно помнить, что дидактические игры воспитатель подбирает согласно поставленным целям и задачам для каждого ребенка как в отдельности, так и в группах и подгруппах.
|
Консультация для воспитателей
Тема: «Формирование мотивационной готовности детей к школе»
1 Слайд
Достигая возраста 6-7 лет дошкольники готовятся стать учениками. Близится время начала школьного обучения – закономерного этапа на жизненном пути любого человека.
Все чаще у родителей и воспитателей возникает вопросы о том, справится ли ребёнок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учится и как максимально подготовить его к школе. Озабоченность этими вопросами понятна: ведь от того, на сколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость школьника в последующие годы, его отношение к школе и обучение в целом и в конечном счете благополучие его школьной и взрослой жизни.
Одним из компонентов готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.
2 Слайд
Согласно определению, Мотив – это внутреннее побуждение к активности.
В качестве мотивов могут выступать: потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе.
Любое действие или любой поступок человека обусловлен мотивом или их совокупностью, которые «запускают» активность человека.
3 слайд Характеризующие показатели мотивационной готовности:
v Познавательный интерес, активность к окружающему миру;
v Проявление произвольности в различных видах деятельности- умение действовать по правилам;
v Владение учебными навыками:
- выделять учебную задачу,
- выдвигать варианты решения.
4 Слайд
Ø Социальные мотивы, которые основаны на понимании необходимости и общественной значимости обучения, а также на стремлении ребёнка к социальной роли школьника. Социальный мотив можно отмечать в таких высказываниях детей как: «Я хочу пойти в школу потому, что все дети должны учиться, это важно и нужно»
Ø Учебно-познавательные мотивы, которые выражаются в стремлении ребёнка к новым знаниям, а желании обучаться чему – то новому.
Ø Оценочные мотивы, проявляются тогда, когда ребёнок стремится получить положительную оценку взрослого, его похвалу или одобрение. Дети с таким мотивом говорят: «Я хочу в школу, потому что я там буду получать только пятёрки»
Ø Позиционные мотивы, связаны с интересом ребёнка к позиции школьника и с интересом его к внешней атрибутике школьной жизни.
Позиционные мотивы можно отмечать в высказываниях дошкольника таких как: «в школе учатся большие дети, поэтому я хочу в школу, мне купят портфель, тетради и дневник»
Ø Внешние по отношению к школе и учению мотивы, дети говорят: «Я хочу в школу, потому что так мама сказала»
Ø Игровой мотив, как правило неадекватно перенесен ребёнком в учебную деятельность. Дети с доминированием этого мотива говорят: «Я хочу в школу, потому, что там модно играть с друзьями»
6 Слайд
Сочетание мотивов и степень выраженности для каждого ребёнка индивидуальны.
Каждый мотив в какой-либо степени присутствует в мотивационной структуре дошкольника и оказывает определённое влияние на формирование учебной деятельности ребёнка и его характер.
Как вы думаете сочетание каких мотивов говорят о том, что ребенок готов к школе?
Ø Достаточная сформированность учебно – позновательного и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами в целом, оказывает положительное влияние на успешность усвоения знаний в школе.
Ø Влияние позиционных и внешних мотивов на процесс обучения несущественно.
Ø А преобладание игрового мотива оказывает негативное влияние на школьную успеваемость.
слайд 7
Формирование мотивационной готовности детей к школьному обучению.
Цели и задачи
Слайд 8-9
Положение и принципы формирования мотивационной готовности детей. Значимость подготовки детей к школе
Ø Значимость психологической готовности к школьному обучению
Ø Мотивационная готовность как один из важнейших компонентов общей готовности
Ø Формирование эмоционально положительного отношения к школе
- Вариативности педагогических воздействий для достижения самых разных результатов;
- Природосообразности, согласно которому человек в одной своей составляющей является природным существом, живущим по закону природной гармонии;
- Простоты и доступности касается материально – технического оснащения образовательного процесса и предполагает возможность использования для организации процесса детей всего, что окружает человека в его обычной жизни.
Консультация для воспитателей
Тема: «Режиссёрская игра дошкольника»
Выполнила: воспитатель высшей категории
Теплякова О.А.
Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Например: лечение в кабинете у доктора, празднование дня рождения. В сюжете могут быть знания, взятые из мультиков, книг, рассказов других людей. Например: игра в «школу» под влиянием рассказов брата и т.д. Сюжеты представляют собой цепочки действий. Например: одна кукла поёт в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании – обе кланяются, затем выходит новая певица. В режиссёрской игре речь – главный компонент. Она может быть дикторской – текст за кадром. Например: «День рождения куклы Маши» Мама сказала спасибо за подарки, гости стали садиться за стол ит.д. А также речь может быть оценочной. Например: гости хорошие, они принесли мне много подарков. В игре ребёнок говорит за каждого персонажа.
Преимущества игры.
- Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
- В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.
Значение режиссёрской игры.
- Дети самореализуются;
- У детей активизируются речь, воображение, мышление;
- У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.
Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных , детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру.
Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.
На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.
В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.
Условия развития режиссёрской игры:
- У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
- Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
- Должно быть свободное время;
- Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения ( разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.
- У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.
Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СОВМЕСТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми.
Малышу не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности, но в то же время порождает у него множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать, как можно больше. Только взрослый может помочь малышу понять суть интересующих его явлений.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра.
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом, не случайно им создано много детских песенок, потешек, игрушек и игр, которые забавляют и учат маленьких детей (взять хотя бы всем известные “Ладушки”, которые, кроме тренировки мелкой моторики, развивают память, дают положительные эмоции, обогащают словарный запас ребенка). Народ создал эти чудесные произведения - потешки, прибаутки, пестушки, заклички с тем, чтобы дети в игре со словом учились тонкостям родного языка.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, неваляшки, разборные шары, вкладыши, пирамидки, матрешки и многие другие. Детей притекает красочность этих игрушек, забавность действия с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями. И все это своеобразное обучение элементарным умениям и навыкам осуществляется в игровых формах, увлекательных и доступных ребенку.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
В каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые, отличительные черты. Мышление детей от двух до трех лет носит преимущественно наглядно-действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно-манипулятивная игра. Это самостоятельная игра, в ходе которой ребенок, манипулируя предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомится с их внутренним устройством.
Очень важно создать в детском саду благоприятные условия для организации такой игры, потому что в ней развивается интеллект детей третьего года жизни.
Для этого необходимо:
- создать в группе такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был “зажат”, а мог свободно проявлять свои стремления и интересы;
- предоставлять малышу свободу для игры, поощрять самостоятельность и любознательность;
- постоянно использовать в речи взрослых слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество.
Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности.
Дидактические игры и занятия необходимы для умственного развития маленьких детей. Во время занятий у ребенка воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый.
Дидактическая игра - разновидность игр с правилами, специально разработанная педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Но при этом, как было сказано выше, дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий (что в раннем детстве выступает на первый план), а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.
Дидактические игры и занятия имеют определенное значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно развивается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки и не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, вместе ходить, плясать, петь и т. д. Зарождается интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.
Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается.
Некоторые дети с большим трудом привыкают к совместным играм. Их надо постепенно приучать к этому, объединяя с более спокойными сверстниками. Такое объединение может быть осуществлено сначала на занятиях с использованием вспомогательных предметов-орудий.
Характер деятельности на этих занятиях вызывает у детей оживление, речевые реакции, что привлекает внимание других участников игры-занятия, подталкивает к подражанию. Воспитатель побуждает ребят обмениваться игрушками, подготавливает и облегчает установление правильных взаимоотношений. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, малыши приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывают узоры из разнообразных форм.
В играх с куклами у маленьких дошкольников формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре кукле, которое переносится затем на сверстников.
Настольно-печатные игры - интересное для ребят занятие. Игры разнообразны по видам (парные картинки, лото, домино) и по требуемым действиям. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация), и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составление разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.
В дидактические игры входят также и словесные игры. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.
Всем воспитателям необходимо создавать условия для проведения дидактических игр, которые, как уже говорилось, помогают обучать ребенка и обогащать его знаниями, развивать умственные способности.
Рекомендовано изготовить следующие дидактические пособия: .
1. Игры на развитие мелкой моторики рук: "Укрась елочку”, “Помоги ёжику собрать урожай”, “Собери прихватки - рукавички”, “Кто прячется в окошке”, “Собери детей на прогулку”, “Зашнуруй ботинок”, “Пришей пуговицу”.
2. Игры, способствующие развитию восприятия цвета: “Спрячь мышку”, “Шесть картинок”, “Разноцветные поляны”, “Положи кружок на квадрат такого же цвета”, “Воздушные шары”, “Разложи цветы”, “Найди пару”, “Почини одеяло”.
3. Игры, развивающие элементарные представления о форме предметов (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник): “Что это такое?”, “Подбери фигуру”, “Построй городок”.
4. Игры на развитие восприятия величины: “Бабочка и цветы”, “Матрешки”, “Пирамидки”, “Гномы с мешками”, “Спрячь шарик в ладошке”, “Найди пару”, “Большой – маленький”, “Один - много”.
5. Игры для ознакомления с окружающим миром: “Дети на прогулке”, “Отгадай и назови”, “Переезжаем на новую квартиру”, “Какая сегодня погода?”, “Кому что нужно для работы?”, “Кто как кричит?”, “игрушки”, “мебель”, “Посуда”, “одежда”.
6. Игры, содействующие развитию воображения: “На что похоже?”, “Дети на прогулке”.
Все игры систематически необходимо проводить в течение учебного года, они вносятся в план работы воспитателя.
Консультация для педагогов
на тему: Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Составил: учитель-логопед первой категории
Е.А. Здоровец
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Фонематический слух - способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие - процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи.
Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла. У части из них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. В собственной же речи данной категории детей наблюдается обилие литеральных парафазий, в некоторых случаях выявляются морфемные аграмматизмы.
Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом.
Целью данной работы является разработка комплексной коррекционно-педагогической работы по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по вопросам формирования и развития фонематического слуха детей со стертой дизартрией.
2. Разработать комплексную коррекционно-педагогическую работу по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
На данный момент в дошкольной системе обучения и воспитания детей прослеживается повышение количества детей с различными нарушениями речи. Так значительную часть среди них занимают дети с недостаточно развитым фонематическим слухом. Причинами нарушенного фонематического восприятия зачастую оказываются следующие:
1. Первая причина кроется в недостаточной функциональной активности левой височной доли головного мозга;
2. Вторая же причина заключается в нарушении речевых кинестезий, которые являются следствием нарушенной моторики органов артикуляционного аппарата или его анатомических дефектов. К ним можно отнести дизартрию и ринолалию.
Фонематическое восприятие по праву является основой всей речевой системы в целом, ведь его развитие предшествует другим формам речевой деятельности, а именно устной речи, письму и чтению.
Дети с нарушенным фонематическим восприятием отличаются сниженным слуховым вниманием и искажённым восприятием как чужой, так и собственной речи, иногда они с трудом различают неречевые звуки. Наибольшие трудности у дошкольников вызывают упражнения, направленные на выделение и различение слов близких по звуковому составу. Такие трудности приводят к снижению понимания смысла обращенной речи. Также у детей с нарушением фонематического слуха не редко встречаются различные дефекты звукопроизношения, а также нарушается слоговая структура слов.
Нарушенный фонематический слух в процессе обучения препятствует полноценному усвоению умственных операций, которые составляют фонематическое восприятие. Вслед за этим у дошкольников не формируются фонематические представления, представляющие собой умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Исходя из этого, нарушенное взаимодействие между слуховым и речедвигательным аппаратом приводит к недостаточному овладению звуковым составом слова, которое, в свою очередь, непременно отражается на процессах овладения чтением и письмом.
Теоретические исследования в области логопедии, а также практика в данной науке доказывают, что если в дошкольном возрасте не упускать момент и заниматься развитием фонематических процессов, то в дальнейшем это положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Коррекция дефектов звукопроизношения будет эффективной только при опережающем формировании фонематического слуха.
Развитие фонематического восприятия должно осуществляться с самых первых этапов логопедической работы. В работе используются все виды занятий, а именно индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. Все занятия проводятся исключительно в игровой форме.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается с узнавания и различения неречевых звуков, постепенно охватывая все звуки речи. Также начиная с самых первых занятий с детьми проводится работа по развитию слуховой памяти и внимания. Неумение вслушиваться в речь окружающих зачастую является причиной дефектного звукопроизношения. Такая работа позволяет получить наиболее лучшие результаты в развитии фонематического восприятия.
В процессе работы по развитию фонематического восприятия ребенок должен научиться контролировать собственную речь, а также учиться исправлять свое произношение, сравнивая его с речью окружающих.
Основные этапы логопедической работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией
Вся система логопедической работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников условно делится на шесть этапов:
1 этап - узнавание неречевых звуков.
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.
4 этап - дифференциация слогов.
5 этап - дифференциация фонем.
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Разберем подробнее, как именно осуществляется развитие фонематического восприятия отдельно на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.
1 этап – узнавание неречевых звуков.
На первом этапе с помощью специальных игр и упражнений детей учат узнавать и различать неречевые звуки. Такие занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти, без которых невозможно успешно научить дошкольников дифференцировать фонемы.
На самых первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном: Что гудит? (Машина), Кто кричит? (Мальчик), Что шумит? (Деревья), Кто смеется? (Девочка), Кто разговаривает? (Люди) и тому подобное.
Затем дети должны внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из соседней группы или коридора.
Далее в работу можно включить следующие игры:
1. Логопед или педагог из группы детей назначает водящего. Ему предлагается завязать глаза. В помещении, где проводится занятие, прячется игрушка, которую водящий должен отыскать, ориентируясь на силу ударов в барабан. При приближении водящего к месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, при отдалении от этого места – тихо.
Такую игру можно повторять и использовать на многих занятиях. Чтобы интерес у детей к данной игре не пропадал, можно изменять направляющий звук, поменять удары в барабан на удары в бубен или звон колокольчика. Сила звука должна меняться плавно: от тихого к среднему и сильному.
2. Встав в круг дети незаметно для водящего, который находится в кругу, передают за спинами колокольчик. Водящий должен по звуку определить у кого из детей в кругу на данный момент в руках колокольчик.
3. Педагог показывает детям двух игрушечных зайцев — большого и маленького, объясняя и показывая, что большой заяц играет на барабане громко, так как у него много сил, а маленький заяц играет на барабане тихо. Затем педагог закрывает зайцев ширмой и за ней воспроизводит поочередно то громкие удары в барабан, то тихие. Дети при этом должны угадать, какой из зайцев только что стучал в барабан.
Такую игру необходимо время от времени изменять, меняя зайцев на куклы разной величины или другие игрушки для того, чтобы поддерживать у детей интерес к этой игре.
4. Детям демонстрируются некоторые объекты, которые расставлены на столе. Логопед показывает детям как эти предметы звучат по отдельности, например стук карандаша о стакан, гром коробки с кнопками или погремушки и так далее. Детям в это время предлагается внимательно слушать и запоминать, какие звуки издает каждый из предметов. После демонстрации и прослушивания данные предметы прикрываются ширмой и вновь показывается из звук, а дети должны на слух отгадать, что звенит или гремит.
Эту игру можно изменять с помощью увеличения количества предметов или звучащих игрушек или замены их новыми, тем самым постепенно усложняя задачу для детей. Самый сложный вариант такой игры предполагает ряд практически одинаковых по звучанию предметов, например ряд предметов может состоять из кружки, чашки, тарелки которые изготовлены из разных материалов (метала, стекла или керамики). Количество звучащих предметов постепенно увеличивается от двух до пяти.
5. Данная игра немного отличается от предыдущей. Детей знакомят с различными звуками, например звуком удара мяча об пол, звуком рвущейся газеты и т.д. Затем все эти же действия производятся за напольной ширмой и уже в другой последовательности. Дети должны не только определить какой именно предмет издавал тот или иной звук, но и более полно и точно рассказывать о том, что они слышат каждый раз.
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
На данном этапе используются следующие упражнения:
1. Выбирается водящий, который становится ко всем остальным спиной. Дети по очереди начинают называть имя водящего, который на слух должен определить и показать того, кто его позвал. Игру можно усложнить и каждый будет звать водящего не по имени, а звукосочетанием "Ау!".
2. Детям показывается игрушечный котенок и демонстрируется, как котенок мяукает когда он находится далеко (тихо), и как когда близко (громко). Дети внимательно слушают и запоминают, а затем отгадывают, где мяукает котенок, близко или далеко.
Затем дети сами мяукают по сигналу воспитателя: "близко" или "далеко".
Также можно проводить аналогичные занятия, заменяя котенка на любые другие объекты, например, где гудит пароход ("У-у-у") — далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет — большая ("У-у-у" произносится низким голосом) или маленькая ("У-у-у" произносится высоким голосом); кто плачет — мальчик ("А-а-а" низким голосом), или девочка ("А-а-а" высоким голосом) и тому подобное.
3. Детям демонстрируются картинки или игрушки трех медведей разного размера, а также рассказывается сказка «Три медведя» в сокращенном варианте. При рассказывании логопед произносит соответствующие реплики то очень низким, то средним, то высоким по высоте голосом, а дети должны угадать, какой из медведей произнес ту или иную фразу.
4. Детям демонстрируются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: кошки и котенка, собаки и щенка, коровы и теленка и тому подобное. Педагог по очереди воспроизводит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом, а дети в это время должны поднимать соответствующие картинки, ориентируясь на характер звукоподражания и высоту голоса.
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.
В работе на данном этапе можно применять следующие упражнения:
1. Детям показывается картинка, логопед громко и четко называет изображение: "Вагон". Затем детям дается инструкция: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте и когда я сделаю ошибку, вы должны хлопнуть в ладоши". Затем логопед называет слово вагон, периодично делая в нем ошибки. Дети на слух должны услышать эти ошибки и подать установленный заранее шумовой сигнал. Слова, в которых делаются ошибки могут быть абсолютно любыми, но желательно, чтобы они соответствовали общей теме занятия. Необходимо учесть, что данное упражнение нужно начинать с простых по звуковому составу слов, постепенно переходя к более сложным словам.
Усложнить эту игру можно изменив реакцию на неправильное произнесение слова. Дети должны будут реагировать не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала детям предлагается поднимать красный кружок тогда, когда они услышат дефектное произнесение, затем добавляется зеленый кружок, который они будут поднимать когда услышат правильное произнесение. Такой вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.
Работа по различению правильного и дефектно произнесенного звука очень важна. Необходимость развития у дошкольников с нарушениями речи слухового контроля за качеством собственной и чужой речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет качество звукопроизношения.
2. Логопед выставляет на доске картинки, названия которых звучат очень похоже, например: мак, лак, рак, бак, сук, сок, ком, сом, лом, дом, коса, коза, коса, лужи, лыжи и т. д. Затем он называет 3 - 4 слова, а дети должны отобрать соответствующие картинки и расставить их на доске в названном порядке.
4 этап - дифференциация слогов.
Работу на данном этапе можно начинать со следующих игр:
1. Логопед произносит несколько слогов, например па-па-па-на. Дети должны определить, какой слог в данном ряду является лишним (на). Затем слоговые ряды можно усложнить, переставляя лишний слог в начало, середину и конец ряда слогов, например но-на-но; га-га-ка-га; ба-па-ба-ба и другие по аналогии.
2. Логопед выбирает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например ка. Ребенок вслух должен его повторить. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный, а дети должны указать, одинаковые слоги или разные. Для того чтобы возможно было контролировать реакцию каждого ребенка, а также для соблюдения дисциплины на занятии, детям предлагается на одинаковые слоги сидеть молча, а на разные - поднимать красный кружок. Или же использовать в работе 2 кружка зеленого и красного цветов, заранее перед проведением данного упражнения устанавливая, какого цвета нужно будет поднять кружок на одинаковые слоги, а какого цвета на разные.
Также необходимо помнить, что при проведении данного упражнения необходимо использовать в работе только те слоги, которые дети сами произносят правильно. Слоги, которые содержат еще не поставленные в речи ребенка звуки использовать не нужно.
Для активизации внимания и повышения интереса у детей к данной игре используется прием называния логопедом первого слога шепотом на ухо водящему.
5 этап - дифференциация фонем.
Начинать работу на данном этапе обязательно необходимо с дифференциации гласных звуков. Для этого используется данная игра: логопед раздает детям картинки с изображением птички, поезда и девочки и объясняет: "Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и". Далее логопед произносит каждый звук длительно, а дети должны понять чей это звук и поднять соответствующую картинку.
Также игру можно усложнить различными приемами, например:
- логопед произносит звуки кратко;
- детям вместо картинок раздают кружки трех цветов, объясняя, что красный кружок, например, соответствует звуку а, желтый - звуку у, а зеленый - звуку о;
- в ряд гласных можно включать другие звуки, на которые дети не должны реагировать.
Аналогично проводится работа по дифференциации согласных фонем.
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа по развитию у детей навыков элементарного звукового анализа начинается с того, что детей учат определять количество слогов в слове путем отхлопывания двух и трехсложных слов.
С помощью увлекательных игр типа «Построй пирамиду» дошкольников учат и упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок при условии, что ребенок сумеет определить количество слогов в его названии.
Далее проводится работа, направленная на анализ гласных звуков. Детям раздают по несколько кружков одного цвета. Логопед произносит один, два или три гласных звука, а дети должны отложить на своих столах столько кружков, сколько звуков было произнесено.
Затем приступают к анализу согласных звуков. В данной работе необходимо соблюдать определенную последовательность: начинают с выделения последнего согласного звука в словах. Детям легче всего даются глухие взрывные согласные. Обычно используют следующее упражнение: дети по одному подходят к столу логопеда и вынимают из конверта заранее подобранные картинки. Затем громко и четко называют эти картинки, выделяя последний звук. В конце упражнения ребенок повторяет последний согласный звук отдельно.
Это упражнение можно постепенно усложнять:
- детям необходимо разложить картинки на доске или парте так, чтобы в одной стороне оказались картинки с предметами, названия которых оканчиваются на звук б, а в другой — на звук п;
- логопед показывает детям картинку и называет ее, опуская последний звук, например: "Тан., пау., вени.". Ребенок должен повторить слово целиком, а затем произнести звук, который пропустил логопед.
Очень увлекательна игра «Как их зовут?», по условиям которой дети составляют имя мальчика или девочки, ориентируясь на первые звуки в названиях определенных предметов или картинок: сок-арбуз-шуба-апельсин = С-а-ш-а.
Определить уровень фонематического развития необходимо для правильной диагностики речевого дефекта, а значит - для правильного выбора направления коррекционно-логопедической работы, ее планирования и интенсивности. Если фонематический слух тщательно не обследован у детей и не проанализирован, то построение эффективной коррекционной работы невозможно.
Сформированность фонематического восприятия во многом определяет успешность обучения детей умению производить звуковой анализ слов, а также способствует их наилучшей подготовке к овладению чтением и письмом.
Формирование фонематического восприятия и речевого слуха у дошкольников происходит поэтапно. Для работы с детьми на каждом этапе используются игровые упражнения и игры, которые должны быть включены в занятия по развитию речи, индивидуальные занятия, направленные на формирование фонематического восприятия, а также на развитие фонематических навыков.
Таким образом, все поставлены в начале работы задачи были выполнены.
Комментариев нет:
Отправить комментарий